Сегодня я, как и обещала, публикую отзыв на книгу "The Hurried Child: Growing Up Too Fast Too Soon" детского психолога Дэвида Элкинда. К сожалению, точного русского перевода названия я не нашла: встречала такие как "Детство наспех" (мне больше нравится именно этот вариант), либо "Ребенок, которого торопят: растет слишком быстро и слишком рано".
Вопреки моему ожиданию, данная книга совсем не противоречит принципам "После трёх уже поздно", а скорее дополняет их.
Элкинд рассуждает о дошкольниках и подростках США в последние десятилетия, о системе образования и влиянии социальной/экономической ситуации в стране на детство в целом, о "помолодевших" явлениях беременности, абортов и самоубийствах. В общем, труд достаточно серьёзный и основательный.
Автор говорит о том, что в нашем быстро меняющемся мире, родители хотят, чтобы их чадо было успешным во многих сферах деятельности. Да, с этим трудно спорить. Однако, психолог предостерегает: оказывая на ребёнка давление можно сильно навредить эмоциональному миру малыша, и тогда получить абсолютно противоположный эффект. Чрезмерные ожидания пап и мам могут привести к стрессу, что в свою очередь может повлечь физические заболевания.
Также Элкинд пишет об опасности СМИ: помимо семьи масс медиа активно вторгается в нашу жизнь и, в том числе, оказывает роль в воспитании детей. Ребёнок теперь имеет практически неограниченный доступ к неадаптированному материалу.
Психолог отстаивает точку зрения, что дети должны оставаться именно детьми, а не маленькими взрослыми. Это касается моды, мышления, поступков. Потребительский рынок диктует свои условия: что нужно носить, смотреть, есть. И от этого сложно дистанцироваться.
Очень кратко и своими словами я выделила следующие тезисы:
- требования и задания должны соответствовать уровню развития ребёнка (психическому/эмоциональному/социальному),
- родителям необходимо найти баланс между виртуальным и живым общением детей,
- нужно различать свои потребности и потребности малыша, зачастую родители подменяют эти понятия.
Ещё Элкинд ищет "спасения" в играх, не развивающих тренингах, а именно в играх. Желательно с другими детьми.
Стоит ли читать данную книгу? Не уверена, что она подойдет для лёгкого чтения. Наверно, можно найти похожие мысли, адаптированные нашими психологами. Всё-таки автор опирается на американскую историю и систему образования, а у нас громадные различия. Кроме того, я не нашла этого произведения на русском (может плохо искала), поэтому пришлось пользоваться английской версией.
А чтоб осталось хорошее послевкусие после прочитанного, добавляю картинку с беззаботными детьми, наслаждающимися детством )))
*изображения взяты со следующих ресурсов: homeschoolhomefrontier.com, timesofindia.indiatimes.com и briztaker.com
Интересный обзор, наводит на размышления. А я книги не читаю, в основном получаю информацию урывками, на что наткнусь в инете. А жаль. Я считаю людей, которые могут читать на других языках чуть-ли не гениями, для меня это что-то запредельное.
ОтветитьУдалитьОлеся, думаю, если у меня будет хотя бы двое деток, то я уже не то что читать, но и поесть успевать не буду ))) В интернете можно найти хорошие небольшие ёмкие статьи от психологов. Там и воды поменьше и прям по полочкам всё разложено.
УдалитьЖаль, что книги нет на русском, я бы почитала, мысли очень правильные. Спасибо за рассказ.
ОтветитьУдалитьБыть может книгу когда-нибудь переведут. Но уж очень у нас с Америкой различий много. Хотя... всё меняется и у наших деток могут добавиться "американские" проблемы. Те же перенятые системы тестирования изначально были нам чужды.
Удалить